Как правильно составить финансовую модель ресторана?

Как правильно составить финансовую модель ресторана?

В ресторанном бизнесе, как и в любом другом, важно заранее планировать денежные вложения и результаты. Как грамотно составить финансовую модель, на какие сегменты разбить расходы и где найти точки роста прибыли. Разберем в статье.

Что такое финансовая модель?


Для начала нужно понять, что из себя представляет финансовая модель. Здесь можно пойти от обратного. Часто бизнес функционирует по такой схеме: зарабатываем сколько можем, тратим сколько нужно, а в конце месяца надеемся на то, чтобы что-нибудь осталось. Эта история как раз не про планирование.


Финансовая модель позволяет заранее рассчитать возможные затраты и итоговый результат. Пользуясь такой технологией, собственник, в первую очередь, может гарантировать свой доход, то есть чистую прибыль.


Иными словами, финансовая модель — это нормы по расходованию средств, полученных от деятельности бизнеса. Все полученные деньги при этом четко распределяются по направлениям, или фондам. А фондами в такой модели назовем определенные группы затрат.


Какие статьи расходов бывают в ресторане?

pai.jpg

pai.jpg



Представить все фонды можно в виде круговой диаграммы. Каждый ее сегмент — группа затрат. Среди них можно выделить следующие:


  • Фонд прибыли. Ставим его на первое место неслучайно. Ведь для собственника — это цель создания бизнеса. Это деньги, которые он планирует получить по итогам своей работы.
  • Фонд заработной платы сотрудников.
  • Фонд обязательных платежей. В этот раздел включаем арендную плату, коммунальные расходы, услуги интернет-провайдеров, телефонию и т.д.
  • Фонд себестоимости продукции. Эта статья расходов будет самой объемной.
  • Фонд налоговых платежей.
  • Фонд продвижения (расходы на продвижение в социальных сетях, рекламные акции и т.д.)
  • Фонд поддержания процессов. В этот раздел включаем затраты, например, на обслуживание программного обеспечения и IT-инструментов, необходимых бизнесу, расходы на ремонт. Важно понимать, что от некоторых позиций в этом фонде бизнес может отказаться, но при этом продолжит работать.

Составляем финансовую модель


Основатель компании “Лемма” Евгений Лебедев рекомендует представить финансовую модель в виде следующей таблицы:

tabliza.png

tabliza.png



Строки в таблице — это фонды. Каждый из них нужно рассмотреть с точки зрения пяти параметров:


  1. Норма расходов в процентах.
  2. Минимальное значение затрат, то есть сумма обязательных затрат по указанному фонду, которая не зависит от выручки. Затраты по этому фонду не могут быть ниже выбранной цифры.
  3. Расчетное значение — процент от выручки согласно норме.
  4. Максимальное значение — фонд не может превышать указанную сумму.
  5. Фактическое значение.

Финансовая модель может трансформироваться в процессе работы, исходные данные могут меняться. Но важно в самом начале деятельности определить порог минимальной выручки и норму фонда прибыли.


Пример. Минимально допустимое значение выручки в ресторане составляет 3 000 000 руб. в месяц. Собственник хочет зарабатывать 20% от выручки. Значит, в первом столбце в ячейке напротив фонда прибыли ставим 20%. Оставшиеся 80% от 3 000 000 нужно поделить между остальными фондами.


При анализе данных в таблице важно понимать: фактическое значение может отличаться от расчетного, так как на него влияет минимальное/максимальное значения. Допустим, у предприятия аренда составляет 500 000 руб., а мы указали норму для фонда обязательных платежей 10%. 10% от 3 000 000 — 300 000. А у нас минимальное значение указано 500 000, поэтому в ячейку с фактическим значением внесем 500 000 руб.


Анализ данных финансовой модели


Такая финансовая модель помогает собственнику по-иному взглянуть на затраты и оценить их эффективность. Например, если взять данные о затратах по одному из фондов и разделить их на сумму выручки, то получится эффективность этих затрат. Исходя из этого показателя, можно будет принимать управленческое решение.


Пример. В одном заведении сети отношение зарплаты официантов к выручке составляет 10%, во втором — 20%. Это означает, что в первой точке сотрудники работают эффективнее. Очевидно, если собственник планирует по-прежнему получать в фонд прибыли 20% от выручки, нужно либо уволить часть персонала, либо уменьшить фонд заработной платы. Если такое невозможно, обратимся к другому фонду. Это может быть фонд себестоимость продукции и так далее.



Хотите использовать для финансового анализа и планирования уже готовые IT-инструменты? Обращайтесь к специалистам “Леммы”, и они помогут вам выбрать эффективное решение.



11919

Хотите узнавать первыми о новинках в IT для ресторанного бизнеса?
Подпишитесь на рассылку и получайте от нас полезные письма
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных