10 июля 2023
Для начала нужно понять, что из себя представляет финансовая модель. Здесь можно пойти от обратного. Часто бизнес функционирует по такой схеме: зарабатываем сколько можем, тратим сколько нужно, а в конце месяца надеемся на то, чтобы что-нибудь осталось. Эта история как раз не про планирование.
Финансовая модель позволяет заранее рассчитать возможные затраты и итоговый результат. Пользуясь такой технологией, собственник, в первую очередь, может гарантировать свой доход, то есть чистую прибыль.
Иными словами, финансовая модель — это нормы по расходованию средств, полученных от деятельности бизнеса. Все полученные деньги при этом четко распределяются по направлениям, или фондам. А фондами в такой модели назовем определенные группы затрат.
pai.jpg
Представить все фонды можно в виде круговой диаграммы. Каждый ее сегмент — группа затрат. Среди них можно выделить следующие:
Основатель компании “Лемма” Евгений Лебедев рекомендует представить финансовую модель в виде следующей таблицы:
tabliza.png
Строки в таблице — это фонды. Каждый из них нужно рассмотреть с точки зрения пяти параметров:
Финансовая модель может трансформироваться в процессе работы, исходные данные могут меняться. Но важно в самом начале деятельности определить порог минимальной выручки и норму фонда прибыли.
Пример. Минимально допустимое значение выручки в ресторане составляет 3 000 000 руб. в месяц. Собственник хочет зарабатывать 20% от выручки. Значит, в первом столбце в ячейке напротив фонда прибыли ставим 20%. Оставшиеся 80% от 3 000 000 нужно поделить между остальными фондами.
При анализе данных в таблице важно понимать: фактическое значение может отличаться от расчетного, так как на него влияет минимальное/максимальное значения. Допустим, у предприятия аренда составляет 500 000 руб., а мы указали норму для фонда обязательных платежей 10%. 10% от 3 000 000 — 300 000. А у нас минимальное значение указано 500 000, поэтому в ячейку с фактическим значением внесем 500 000 руб.
Такая финансовая модель помогает собственнику по-иному взглянуть на затраты и оценить их эффективность. Например, если взять данные о затратах по одному из фондов и разделить их на сумму выручки, то получится эффективность этих затрат. Исходя из этого показателя, можно будет принимать управленческое решение.
Пример. В одном заведении сети отношение зарплаты официантов к выручке составляет 10%, во втором — 20%. Это означает, что в первой точке сотрудники работают эффективнее. Очевидно, если собственник планирует по-прежнему получать в фонд прибыли 20% от выручки, нужно либо уволить часть персонала, либо уменьшить фонд заработной платы. Если такое невозможно, обратимся к другому фонду. Это может быть фонд себестоимость продукции и так далее.
Хотите использовать для финансового анализа и планирования уже готовые IT-инструменты? Обращайтесь к специалистам “Леммы”, и они помогут вам выбрать эффективное решение.
11919
Клиенты «Леммы» теперь могут воспользоваться телеграм-ботом для технической поддержки
08 апреля 2024
84
0
Редактор для дизайна электронных карт и новые фишки в мобильном приложении от GetMeBack
26 марта 2024
98
Разрешительный режим на кассах: о чём нужно знать рестораторам с 1 апреля
19 марта 2024
414