Какие виды учета существуют?
Управленческий учет нужен в первую очередь собственнику.

Собственник ответственен за организацию управленческого учета в ресторане.
Управленческий учет – это информация, на базе которой принимают стратегические решения.
На практике у большинства клиентов происходит следующее: открывается ресторан, в последний момент принимается решение об установке программы, в которой будут вести учет. Решения возлагаются на бухгалтера, который делает то, что считает нужным, и по факту управленческого учета на предприятии нет.
Важно разделять бухгалтерский и управленческий учет. Разница этих видов учета заключается в целях и заказчиках, а если быть точнее, в потребителях информации.
Цель бухгалтерского учета – отчитаться перед государственными органами, заказчик - государство, задача которого проверить, правильно и в полной ли мере платятся налоги.
Цель управленческого учета – предоставить руководителю показатели, чтобы он проанализировал ситуацию, принял верные решения и действовал эффективно.
Информация в бухгалтерском учете и управленческом может различаться.
Структура управленческого учета:
  • Информация о выручке ресторана за конкретный период времени. Информация о выручке за период в разрезе номенклатуры, номенклатурных групп, официантов и т.д.
  • Информация о списанной себестоимости проданных блюд за определенный период времени. Считается по нормативам изготовления, которые закладываются в калькуляционные карты, и согласно реальным ценам, по которым товар был закуплен.
  • Информация о расходах за определенный период времени. Расходы отражают не тогда, когда деньги физически потрачены, а в момент возникновения обязательств. Зарплату за январь мы платим в феврале, но попадет она в список расходов января, иначе отчетность исказится. Другой пример: аренду марта заплатим в апреле, но учтем в затратах марта.
  • Информация о состоянии активов и пассивов на определенный момент времени. Деньги в кассе, долги контрагентов нам, товар – это активы. Задолженность перед поставщиками, не распределенная прибыль (задолженность перед учредителем) – это пассивы.
  • Информация о движении денежных средств за конкретный период времени. Фактически пришедшие и фактически ушедшие из кассы/расчетного счета денежные средства.
Какие отчеты отражают управленческий учет?
Видеть информацию, которая включена в управленческий учет, позволят три отчета:
1. Отчет о прибылях и убытках: выручка за период, себестоимость за период, расходы за период.
2. Управленческий баланс: состояние активов и пассивов на конечную дату.
3. Отчет о движении денежных средств, который отражает движение денег в кассе и на расчетных счетах
Ручной учет ушел в прошлое, свести информацию вручную – трудоемкая задача, поэтому учет автоматизируют. Когда учет автоматизирован, эти три отчета легко формируются из программы.
Что же нужно сделать собственнику, чтобы у него появился управленческий учет?
  • 1
    Назначить человека на предприятии, который отвечает за управленческий учет - финансового менеджера. Важно, чтобы этот сотрудник подчинялся напрямую собственнику, а не управляющему, иначе неизбежен конфликт интересов. Финансовый менеджер – это человек, который отвечает за учет, за измерение финансовых показателей предприятия, другими словами, меряет работу управляющего. Плохо, когда лицо, которое меряет работу управляющего, находится в его подчинении.
  • 2
    Утвердить итоговый формат финансовой отчетности (речь идет о трех указанных выше отчетах). Кроме итоговых форм отчетности, руководитель утверждает статьи затрат и фонды (укрупненные статьи затрат).
    Например:
    - фонд обязательных платежей, куда входят следующие затраты: коммунальные услуги, аренда, интернет, связь;
    - фонд налогов: налоги с заработной платы сотрудников, с прибыли и т.д.;
    - фонд продвижения: затраты на печать меню, продвижение в соц.сетях.
    Даже если составление статей затрат и статей движения денежных средств делегировано главному бухгалтеру или финансовому менеджеру, важно, чтобы собственник ознакомился с этими отчетами и окончательно согласовал. Потому что в интересах собственника получать отчеты с достоверной информацией, которые легко читать.
  • 3
    Определить дату закрытия периода. Например, десятого числа каждого месяца формируется отчетность из единой программы и отправляется учредителям, период закрывается навсегда и корректировки в будущем невозможны.
Настроить управленческий учет - просто! С системой автоматизации iiko
Подробнее
"Ресторан - это системная история, которая управляется цифрами", - Роман Панченко, владелец сети "Хорошие рестораны", г. Ростов-на-Дону
Понравился материал?

Подписывайтесь на нашу рассылку

Заказать звонок