12 причин, почему у вас в ресторане воруют

12 причин, почему у вас в ресторане воруют

Любой опытный собственник скажет, что воровство в ресторане — неизбежное зло, искоренить которое практически невозможно. И даже если вы поймали за руку недобросовестного сотрудника с поличным, вы все равно в минусе: взыскать убытки получается далеко не всегда, и в любом случае теперь нужно искать нового работника.

Поэтому гораздо правильнее работать на опережение: не допускать ситуаций, в которых персоналу легко своровать. А такие ситуации часто создают даже те, кто открывает уже не первый ресторан. Ниже разбираем некоторые из них.


В этой статье мы будем много говорить об опасных операциях. Что это такое?

Опасные операции — это любые действия в учетной системе ресторана, которые могут свидетельствовать о злоупотреблениях. Сегодня речь пойдет в основном об опасных кассовых операциях — обычно это действие сотрудников фронта, которые ведут к уменьшению суммы заказа после отмены печати пречека.


Главное правило: доступ к таким операциям должен быть у как можно меньшего числа сотрудников. Обычно это администратор или управляющий.

Причина № 1. В ресторане нет администратора (менеджера смены)

Ситуация, к сожалению, не такая уж редкая. Администратор — это человек, который постоянно находится в зале, непосредственный руководитель официантов. Доступ к опасным операциям — например, отмене пречеков или удалению блюд — должен быть только у него. Если же такого сотрудника нет, право на совершение этих операции придется раздать всем официантам, иначе работа просто встанет. А это — прямой путь к злоупотреблениям.

Причина № 2. Нет индивидуальной авторизации сотрудников в системе

Рабочих станций в ресторане, как правило, меньше, чем официантов. Поэтому каждый сотрудник должен авторизовываться в системе с помощью персональной карты/отпечатка пальца — только так можно увидеть, кто какие операции совершал. На практике же бывает, что несколько сотрудников пользуется одной картой или хуже того — в отсутствие администратора официанты используют его карту для проведения операций, к которым у них самих нет доступа (см. п.1). Допускать такого ни в коем случае нельзя.

Хотите подключить Touch ID для авторизации сотрудников ресторана в системе по отпечатку пальцев?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки


Причина № 3. Официант может отменять пречек

Имея соответствующие права доступа, официант может отменить чек после фактической оплаты и положить деньги себе в карман. На случай, если гость действительно отказался от заказа, возможность отменять пречек должна быть только у администратора.

Причина № 4. У официанта есть право отменять позиции в чеке

В этом случае можно убрать из заказа дорогое блюдо (хотя гость его не отменял), а деньги забрать себе. Право отменять позиции в чеке должно быть только у администратора.

Причина № 5. Официант может повторно печатать пречек

Например, потому, что его сдуло ветром, он порвался или потерялся (можете сами придумать еще десяток причин). Но в итоге это приводит к тому, что в кофейне, где за день заказывают 200 чашек капучино, по одному и тому же пречеку рассчитывают несколько столов. Гость вряд ли посмотрит на время, когда был выбит пречек — так что такой обман будет очень сложно раскрыть.

Причина № 6. Официант может переносить блюда и объединять столы

Возможность для злоупотреблений возникает, если на одном столе была скидка, а на другом нет. Официант может перекинуть блюда со второго стола на первый и провести их со скидкой, поэтому это право тоже нужно давать только администратору.

Причина № 7. Вы используете карты лояльности без средств идентификации

Если в ресторане используются пластиковые карты без штрих-кода или магнитной полосы, официант может пробивать скидку без ведома гостя, и вы об этом никак не узнаете. Гость оплатит полный чек, а сотрудник заберет разницу себе в карман. Поэтому — как минимум — используйте карты с персонализацией.

Хотя в идеале, конечно, лучше вообще исключить персонал из процесса получения скидки. Современные системы лояльности позволяют не только отказаться от пластика, но и значительно снизить злоупотребления в ресторане благодаря антифроду.

Можно подключить сервис SWiP – система лояльности, которая работает на основе искусственного интеллекта. Гости устанавливают мобильное приложение, через которое могут оплачивать заказы, а также накапливать и списывать бонусы. Плюс в том, что у сотрудников нет доступа к бонусному счету гостей. Записывайтесь на консультацию, чтобы узнать подробнее. 

Уговорили! Расскажите про сервис подробнее

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки


Причина № 8. Вы делаете скидки вручную

В системе учета есть возможность нажать на кнопку на фронте и провести скидку на счет без карты лояльности. Обычно это делают в качестве извинения, если кухня испортила блюдо или произошло какое-то другое недоразумение. Но, если такая возможность есть, сотрудники будут пользоваться постоянно — и найдут этому тысячу объяснений. Поэтому в качестве извинений лучше дарить не скидку, а комплемент. Ну или хотя бы давать право на ручную скидку только администратору.

Причина № 9. Вы печатаете сумму со скидкой внизу чека

Например, вот так:

Итого: 1000 рублей 

Скидка: 20% (200 р) 

Итого со скидкой: 800 р.

В этом случае официант может просто обрезать нижний край чека. Гость оплатит сумму без скидки, а разницу сотрудник заберет себе. Поэтому лучше отражать скидку в каждой строчке чека.

Причина № 10. Право на редактирование прав доступа есть у кого-то, кроме сисадмина

Опытный пользователь программы может воспользоваться этой лазейкой, хотя вы будете уверены, что четко определили права сотрудников и не дали им ничего лишнего.

Причина № 11. У управляющего есть права сисадмина

Эти права лучше дать инженеру компании, которая вас обслуживает, или аутсорсеру, который вообще не бывает в заведении и не имеет физического доступа к матсредствам — а, значит, и мотивации к воровству.

Причина № 12. Нет контроля за администратором

Управляющий/собственник должен контролировать администратора регулярно. Раз в неделю просматривайте журнал событий и отчет об опасных кассовых операциях в iiko. Можно также настроить оповещения об опасных операциях в телеграме. А еще очень полезно обязать администратора оставлять комментарий к каждой опасной операции с объяснением причин — тогда и желание проводить их существенно уменьшится.

Хочу бесплатный аудит по опасным операциям

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки


4790

Хотите узнавать первыми о новинках в IT для ресторанного бизнеса?
Подпишитесь на рассылку и получайте от нас полезные письма
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки