Как зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак»

Как зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак»

В России действует обязательная маркировка для производителей, импортеров и продавцов некоторых категорий товаров. Для соблюдения законодательства участники рынка должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» и работать в ней. Маркировка вводится поэтапно, и почти каждый месяц мы видим новости о том, что вступили в силу новые правила работы с пивом, безалкогольными напитками, пивом, молочной продукцией и так далее. 

Заведения, которые имеют собственное производство, должны не только быть зарегистрированы в «Честном знаке» и считывать коды с помощью сканера, но и самостоятельно маркировать продукцию. Например, если у вас есть своя пивоварня и вы продаете пиво другим заведениям. Подготовили подробную инструкцию, как зарегистрироваться в «Честном знаке» для ИП и ООО, какие нужны документы и как работать в личном кабинете. 

Кто должен пройти регистрацию в системе


Регистрироваться в системе «Честный знак» должны все участники рынка, которые занимаются производством, импортом, продажей и хранением товаров, подлежащих обязательной маркировке. Сюда входят такие категории товаров, как молочная продукция, пиво, безалкогольные напитки, консервы, растительные масла и многое другое, при этом список постоянно дополняется. Проверьте, нужно ли маркировать продукцию, которую вы продаете, на сайте «Честного знака»

Регистрация обязательна для производителей, дистрибьюторов, розничных торговцев и складов, поскольку только через эту систему можно легально продавать и отслеживать такие товары на территории России.

Какие документы нужны


В системе «Честный знак» регистрация начинается со сбора документов. 

Документы для ООО:

  • заявление на выпуск УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписи;

  • устав организации;

  • документ о постановке на учет;

  • документ о госрегистрации;

  • документы, подтверждающие полномочия руководителя;

  • паспорт;

  • СНИЛС.

Документы для ИП:

  • заявление на выпуск УКЭП;

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

  • свидетельство о госрегистрации ИП;

  • паспорт;

  • СНИЛС.

Хотите автоматизировать списание маркированной продукции?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки

Регистрация «Честный знак»: инструкция пошагово


Регистрация в «Честном знаке» для ИП и ООО отличается только пакетом документов. Далее схема идентична.

Сделать УКЭП

Для тех, кто собирается работать в системе «Честный знак», регистрация в личном кабинете требует УКЭП. Подпись можно получить через удостоверяющий центр, у которого есть аккредитация Министерства цифрового развития. Подпись оформляется на руководителя организации. Юрлица и ИП получают УКЭП в удостоверяющих центрах налоговой службы. Нужно:

  1. Подать заявление в орган налоговой службы лично или через ЛК на сайте ФНС.

  2. Предъявить паспорт, ИНН руководителя и ИНН компании, СНИЛС, ОГРН ЮЛ/ОГРНИП.

  3. Предоставить USB-токен — носитель информации, сертифицированный ФСТЭК и ФСБ. На него запишут ключи и сертификат.

Установить ПО

Вам потребуется скачать и установить специальное ПО — криптографический плагин для браузера. Без него нельзя создавать и проверять УКЭП на веб-страницах. Актуальные требования к ПО можно найти на сайте «Честного знака». Убедитесь, что ваша операционная система совместима с плагином. 

Проверить оборудование

Когда вы перейдете на страницу заявки на регистрацию, система автоматически проверит, все ли у вас настроено. Если нет, вы увидите такое сообщение:



Если УКЭП установлена и ПО настроено, то нажмите кнопку «Перейти к проверке». Элементы, которые не прошли проверку, будут выделены красным цветом. Система предложит вам ссылки для скачивания и установки недостающих элементов. 

Заявка на регистрацию

После того, как все будет установлено, создайте заявку, выбрав сертификат УКЭП из списка. Система присвоит ей номер, и вы сможете отслеживать статус по электронной почте, указанной при регистрации, или на этой странице.



Нажмите на «Узнать статус регистрации» и введите номер заявки.


Обычно проверка занимает не более 24 часов. Вы получаете ссылку на личный кабинет и можете работать в нем.  

Заполнение данных

Теперь у вас есть личный кабинет. Все основные операции по работе с маркированной продукцией проходят через него. Нужно заполнить профиль пользователя. Для начала система предложит вам указать:

  1. Роль (производитель или импортер)

  2. Есть ли у вас членство в GS1 РУС

  3. Группу товаров, с которой вы работаете

  4. Оператора ЭДО

Редактирование профиля

После этого потребуется указать недостающие данные. Это сведения об организации: наименование, ИНН, ЕГРИП/ЕГРЮЛ; пользователи, которые будут работать в системе (подпись у каждого должна быть своя), реквизиты счета.

После нажатия на Отправить заявку начинается проверка данных. О результатах вас уведомят по email.

Подписание документов

Когда проверка будет завершена, зайдите в личный кабинет по УКЭП и подпишите с ее помощью договор о подключении к ГИС МТ (так называется система «Честный знак», договор на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки и так далее. 

Каждый раз, когда вам нужно добавить новую товарную группу, вам потребуется подписывать новый комплект документов.

Пополнение баланса

Для заказа кодов маркировки нужно внести деньги на счет. Рассчитайте сумму так: один код стоит 50 копеек без НДС. Как только вы получите код, деньги будут списаны с баланса. 

Как получить код маркировки


Рассмотрим, как получить «Честный знак» — уникальный код, который необходимо нанести на продукцию, чтобы продавать ее на законных основаниях. 

Зайдите в Управление запасами и выберите нужную товарную группу. Заполните данные нового заказа. Подпишите созданный заказ УКЭП. Он пройдет модерацию и будет доступен для нанесения. 

Заказать код маркировки может любой участник оборота. Конечно, в первую очередь это касается производителя. Но иногда общепите, который сам не изготавливает продукцию, тоже приходит заказывать коды: например, если код поврежден и не считывается. В таком случае придется сделать перемаркировку.

Можно распечатать коды маркировки на самоклеящейся бумаге с помощью принтера или воспользоваться услугами специальных сервисов. 

Функции личного кабинета


После всех проверок вам становятся доступны возможности личного кабинета. Даже если вы не являетесь производителем, который вводит товар в оборот, вам нужно знать, как работать с приемом продукции и выводить ее из оборота. 

Приемка продукции

Принимая товар от поставщика, вы получаете универсальный передаточный документ. Это делается через ЭДО, так что если вы еще не выбрали оператора электронного документооборота и не подписали с ним договор, не затягивайте с этим!

Вывод из оборота

В общепите причины вывода товара из оборота могут быть различными: продажа, порча, утеря, кража и т.д. Каждый случай требует корректного отражения в системе, чтобы соответствовать требованиям законодательства в отношении маркированных товаров. Для этого используются онлайн-кассы, которые автоматически передают данные в систему «Честный знак».

Когда товар, подлежащий маркировке, выведен из оборота, обязательно указать причину вывода. Основные причины:

  1. При обычной продаже товара данные передаются через онлайн-кассу автоматически при сканировании кода, после чего товар считается выведенным из оборота.

  2. Порча. Товары могут испортиться из-за неправильного хранения, несоблюдения сроков годности или внешних факторов. В таких случаях требуется указать в системе «Честный знак», что товар испорчен, и вывести его из оборота.

  3. Утеря или кража. Если маркированный товар утерян или украден, также нужно списать его через систему.

  4. Код уничтожен или не востребован.

  5. Использование на собственные нужды. Когда продукция используется для приготовления блюд, маркированные товары должны быть выведены из оборота в течение трех дней с момента его распаковки в виде объемно-сортового учета. 

Таким образом, каждая операция с маркированными товарами в общепите должна быть четко зафиксирована в системе «Честный знак» для соблюдения всех нормативов и обеспечения прозрачности учета.

Перемаркировка товара

Перемаркировка требуется, если невозможно отсканировать код из-за его повреждения, или выявлены ошибки в указании товара. Предыдущий код списывается по причине утери или порчи. 

Какие штрафы грозят за нарушения


Если вы видите, что на продукции нет маркировочного кода, не принимайте его и не продавайте гостям. За несоблюдения требований грозят административные санкции. Размер штрафа зависит от характера нарушения и товарной группы. Для должностных лиц предусмотрены штрафы от 5 000 до 50 000 рублей. А юрлица могут заплатить от 50 000 до 500 000 рублей. Более того, если будет выявлен сговор или нарушение в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность. Это до 5 лет лишения свободы и штраф до миллиона рублей.

Кроме того, цель маркировки — сделать рынок прозрачным и исключить контрафакт. Поэтому обязательно соблюдайте требования к работе с маркированной продукцией, чтобы точно знать, что продаете качественный товар. Не рискуйте своим бизнесом и безопасностью гостей! 


Нужна помощь в подготовке к работе с маркировкой?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки


Читайте также:




328

Хотите узнавать первыми о новинках в IT для ресторанного бизнеса?
Подпишитесь на рассылку и получайте от нас полезные письма