Работа с iiko
Нашли в журнале событий в iiko опасные операции на 435 тысяч рублей

31 октября 2023

Инженеры «Леммы» по запросу небольшого бистро проверили записи в журнале событий за 2 месяца. Вот что они увидели:

Сколько опасных операций вы видите на этом скрине?

скрин 1.PNG


Правильный ответ: три.


скрин 2.PNG




Всего за две месяца в ресторане было проведено больше 900 опасных операций на общую сумму 435 тысяч рублей. Операции были четырех типов:


  • отмена пречека (94 шт.) на сумму 45 тыс.рублей
  • сторнирование чека (317 шт.) на сумму 269 тыс. рублей
  • удаление внешней оплаты (5 шт.) на сумму 450 рублей
  • удаление отпечатанных позиций заказа (493 шт.) на сумму 120,5 тыс. рублей.


Важно: опасная операция сама по себе не означает, что в ресторане происходят злоупототребления. Но она довольно часто указывает на то, что сотрудникам некорректно назначены права доступа. В нашем примере официант может самостоятельно отменять пречек и удалять из заказа отпечатанные позиции, тогда как такие права должны быть только у администратора.


Что мы порекомендовали сделать:
  1. Внимательно изучить оргструктуру ресторана и функции сотрудников. Понять, где может быть конфликт интересов (например, «бармен + кассир», «бухгалтер + системный администратор» и т.д.).
  2. Максимально ограничить права официантов на совершение опасных операций. В идеале любые действия, которые ведут к уменьшению суммы заказа после печати пречека, должен совершать только администратор.
  3. Создать все необходимые должности в iiko, проследить за тем, чтобы все сотрудники были назначены на свою должность в программе и пользовались только своими учетными записями. Если одной учеткой пользуется несколько сотрудников, выявить злоупотребления становится практически невозможно.
  4. Прописать регламент работы с кассой iiko и регулярно проверять, как он соблюдается. Практика показывает, что одно это значительно снижает количество отмен пречеков и других опасных операций.
  5. Исключить у всех сотрудников право редактировать документы задним числом
  6. Обязать сотрудников, авторизующих опасные операции, оставлять комментарий по каждой из них.
  7. Регулярно (в идеале — ежедневно) проверять на кассе отчет по опасным операциям (037) и не забывать просматривать журнал опасных операций. Обращать внимание на время совершения таких операций — это позволяет восстановить картину событий.

Процессы, которые требуют особого внимания:

  • печать пречека - отмена пречека - скидка
  • печать пречека - отмена пречека - удаление наценки
  • печать пречека - отмена пречека - удаление БП (без списания)
  • печать пречека - отмена пречека - удаление СП (со списанием)
  • печать пречека - отмена пречека - перенос в новый заказ - удаление БП/СП, скидка, отмена наценки, сторнирование
  • печать пречека - оплата – сторнирование (при сторнировании у заказа новый номер) - перенос в новый заказ - удаление БП/СП, скидка, отмена наценки, сторнирование.


Если вы тоже хотите провести аудит опасных операций в своем заведении, оставьте свои контакты — мы поможем.



562

Читайте также:

Хотите узнавать первыми о новинках в IT для ресторанного бизнеса?
Подпишитесь на рассылку и получайте от нас полезные письма
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных