6 сентября 2024
Лемма.Плейс
Фудкост — самый гибкий показатель в ресторане, на который можно влиять несмотря на рост цен. Как именно? Контролировать закупочную себестоимость ингредиентов, вести корректный товарно-складской учет, управлять продажами и списаниями — потерями на кухне и в зале. Эксперт Анна Хихлунова, сооснователь школы HoReCaGO, рассказала о том, как управлять входящими ценами на товар и минимизировать рост стоимости ингредиентов, что бы ни происходило на рынке.
Некоторые крупные федеральные компании могут на это не согласиться, но с остальными можно договориться об использовании вашего бланка договора.
Что указываем в бланке:
Число дней, за которое вас должны предупредить о повышении цен (в зависимости от категории товара до 14 дней). Это работает для молочной группы, некоторых видов мяса, бакалеи и пр. В случае нарушения — замена накладных за 7 календарных дней.
Возможность отсрочки платежа (если вы ответственный плательщик, всегда можно договорится на 21 день, даже с федеральными компаниями).
Срок годности привозимых продуктов должен быть не менее 80%. В ином случае вы имеете право на возврат или задержку оплаты до выяснения обстоятельств поставки.
На товары категории 20/80 (20% товаров, которые делают 80% оборота компании) с поставщиком заключается ценовое соглашение.
Обратите внимание: формально этот документ вас не защищает, но он гарантирует дополнительное внимание к вам от поставщика и минимизирует «игры» с ценой.
Всегда можно получить лучшие условия, если вы формируете внешний бренд компании. Он похож на HR-бренд, но работает только для внешних партнеров. Что важно для сильного внешнего бренда:
Четкий график оплат
Прописаны сроки согласований проработок
Прозрачность (не скрываете объемы закупок, например)
Соблюдаются графики приемки товара
Помните: поставщики — тоже клиенты, которые формируют отношение к вашему проекту за его пределами.
В идеале, чтобы у вашего менеджера по закупкам был график тендеров на год вперед.
Лучше проводить дегустационный тендер на те позиции, где часто меняется процент отхода и качество товара. Например, креветки. Этот формат подойдет, если у вас большой объем закупок и в вас заинтересованы.
Дегустационные тендеры проводятся 1 раз в 2 месяца, в них участвуют шеф-повара и поставщики
Механика на примере закупки креветок:
Разные поставщики бесплатно привозят вам товар в рамках тендера. Соберите минимум 7-10 образцов.
Шеф-повар прорабатывает креветки, высчитывает окончательную себестоимость с учетом отхода.
Проводится «слепая» дегустация, где креветки презентуются на отдельных пронумерованных тарелках. Участники заполняют бланки с оценками креветок и выбирают лучший вариант. На этой дегустации присутствуют и поставщики.
После выбора двух-трех лучших образцов озвучивается цена. По моему опыту, поставщики сразу же торгуются, снижая цену.
Ценовые тендеры проводятся на ключевые товары и по четкому графику: например, на лосось или яйца — раз в неделю.
Используйте ресурсы поставщиков в виде свободного продукта, оборудования, брендинга и прочего. Чтобы знать возможности, нужно постоянно быть с ними в контакте: например, делать дни открытых дверей и минимум один раз в квартал встречаться с ключевыми партнерами.
Всегда находитесь в поиске новых поставщиков. Изучите мессенджеры и соцсети: возможно, в ваших городах есть чаты и сообщества закупщиков и владельцев заведений, где обмениваются информацией о товарах и поставщиках.
Определите ежемесячные точки контроля. Что должно быть в отчетности:
АБС-анализ поставщиков и товаров. Рекомендую не только сравнивать цены месяц к предыдущему месяцу, но и считать LFL — соотношение выручки в текущем и прошлом отчетном периоде
Расчет ликвидности товара
Доля наличных денег в общем объеме закупок
График тендеров и мониторинга
Матрица товаров и нарушения в ней
Отчет о проработках (новинки, замены)
Этот функционал можно поручить товароведу или менеджеру по закупкам.
Внутренние документы, которые помогают в работе:
Инструкция по заведению товара в iiko
Бланк заказа товара для кухни с указанием минимального и максимального количества
Ценовое соглашение
Используйте функцию блокировки товара в iiko:
Определите перечень товаров, на которые распространяется прайс-лист поставщика в iiko (ваш best-off)
Вносите в прайс-лист цены из ценового соглашения с поставщиком
Так вы не пропустите несогласованное повышение цен и сможете при необходимости заставить поставщика изменить накладную.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки
228
В курс «Загрузи iiko на 100%» добавлен блок обучения по iikoWeb
03 октября 2024
182
0
Лояльность в Телеграм, удобная аналитика и другие обновления GetMeBack
02 октября 2024
209
Как учитывать в ЕГАИС алкоголь при выездном обслуживании?
25 сентября 2024
285