21 августа 2023
Татьяна Савельева
На фоне кризисов последних лет ресторанам постоянно приходится поднимать цены, чтобы компенсировать растущую себестоимость. Этот процесс обычно болезненный: нужно найти ту тонкую грань, которая позволит бизнесу работать в плюс и при этом не отпугнуть гостей. Независимый аудитор и трекер Татьяна Савельева показала на примере, как в этом может помочь анализ меню.
Для анализа меню можно использовать разные методики — АБС-анализ (iiko умеет строить его автоматически, тут мы писали, как это работает), методы Касавана-Смита или Павесика. В этой статье мы разберем пример с использованием ABC-анализа.
Эта методика использует три ключевых критерия: спрос, валовую маржу и выручку. По каждому критерию блюду присваивается оценка — А, В или С. ААА — лучшие блюда с высокой маржой, спросом и выручкой, ВВВ — середняки, ССС — головная боль ресторатора. Впрочем, рейтинги чаще бывают смешанными. Например, ССВ: блюдо продается плохо, выручка не очень, но маржа конкурентная.
Для корректного анализа важно разобраться в терминологии.
МАРЖА в ресторане бывает двух типов — расчетная и валовая (маржа от продаж).
Например: 100 порций Х 530 р. — 100 порций Х 175 р. = 35500 р.
СЕБЕСТОИМОСТЬ тоже бывает двух типов: расчетная и реализованная.
Вне зависимости от метода, анализировать маржинальность ресторана можно двумя способами: сквозной или по категориям. Т.е. можно сравнивать между собой все блюда из меню или только блюда в рамках одной группы (салаты с салатами, супы с супами и т.д.). Если ваша цель — оптимизация меню и цен в нем, то нужно использовать анализ по категориям (а для этого в учетной программе каждому блюду нужно присвоить маркетинговую категорию). В нашем примере это будет категория “горячие блюда”.
Сквозной анализ имеет смысл, когда нужно понять:
что на самом деле приносит прибыль бизнесу. Действительно ли у вас винный ресторан, или основные деньги приносит пиво?
Примечание: в этом отчете в отдельные столбики выведена средняя цена реализации и средний фудкост (столбик “FC имею”) без учета блюд с оценкой С - поскольку они просто не продаются).
анализ.png
В столбике “Цена план” жирным выделены блюда, на которые ресторан собирается поднять цены.
При этом ресторан не ограничился повышением цен — и параллельно запланировал снижение себестоимости. Для этого на основе анализа составляются рекомендации по переработке блюд для шеф-повара с указанием текущей и плановой себестоимости. (Также может быть ТЗ на разработку кухней новых позиций — в случае, когда ресторан решил полностью отказаться от блюд с низкими показателями).
В итоге всех этих манипуляций фудкост в категории “Горячие блюда” снизится с 20% до 19%.
Вроде бы не очень много, но для ресторана с оборотом в 12 млн в месяц 1% – это + 120 тысяч рублей к чистой прибыли!
Если вы хотите провести полный анализ меню, с учетом всех трех принципов анализа, то оставляйте заявку * Ваше имя * +7 (_ _ _) _ _ _ _ _ _ _ Отправить заявку Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки
10158
IT-тренды, которые изменят доставку в общепите в 2025 году
07 января 2025
224
0
О чем мы писали в 2024: Лемма.Плейс в цифрах
28 декабря 2024
283
Программы лояльности 2025: тренды, прогнозы и новые профессии
384