28 марта 2025
Лемма.Плейс
Рассылки, акции, специальные предложения — эти и другие маркетинговые инструменты нужны, чтобы гость не забыл о вашем ресторане и стал постоянным. Но сейчас мы получаем столько информации, что пробить баннерную слепоту аудитории становится все сложнее. Поэтому важно максимально точечно работать с целевой аудиторией, а не отправлять всей гостевой базе одни и те же предложения. Для этого важна сегментация клиентов. В iiko ее удобно настраивать с помощью RFM-отчета. Рассказываем, как работает инструмент.
RFM-отчет — это инструмент, который помогает маркетологам изучать поведение гостей ресторана, отслеживать частоту их посещений и объем трат. Основная задача отчета — разделить клиентов на сегменты и выстроить с ними эффективную коммуникацию, чтобы они посещали заведение чаще и увеличивали средний чек.
Аббревиатура расшифровывается так:
Recency (давность) — когда гость последний раз делал заказ
Frequency (частота) — как часто он заказывает
Monetary (деньги) — средний чек клиента
На основе этих параметров гости распределяются по сегментам, и к каждому нужен индивидуальный подход. Например, постоянным посетителям можно предлагать эксклюзивные бонусы, а тем, кто давно не появлялся, — скидки на возврат.
RFM-анализ показывает:
Самых лояльных клиентов (А-группа) с самым большим средним чеком и высокой частотой покупок, которые регулярно совершают покупки и не нарушают свой цикл потребления
Значимых клиентов (В-группа), пропускающих циклы потребления
Группу развития (C- и D-группа), с которой надо поработать над цикличностью и чеком
Группу нецелевых клиентов (Е-группа), которые уходят в отток с 1-2 покупками.
Задача маркетинга — переводить перспективных и значимых клиентов в лояльную группу.
Для генерации отчета нужно зайти в iikoWeb, перейти в приложение Лояльность и выбрать пункт RFM-отчет. Система автоматически обновляет данные каждую ночь, анализируя историю заказов.
Важно: перед первым построением отчета необходимо, чтобы в ресторане хотя бы три гостя сделали заказ.
RFM-отчет охватывает весь период работы заведения и учитывает заказы с момента регистрации гостя в системе. Все клиенты делятся на семь категорий: новые, лояльные, случайные и т. д. В правой части отчета отображается процентное соотношение этих групп, сумма которых всегда равна 100%.
Кроме того, внутри каждой категории есть дополнительные сегменты. Например, среди «новых» гостей может быть две группы, а среди «потерянных» — четыре, в зависимости от частоты их посещений. Такая детализация нужна для персонализации маркетинговых стратегий.
В отчете для каждого сегмента указывается:
Доля гостей
Название группы
Численность клиентов
Общая сумма заказов
В RFM-отчете есть два типа фильтров:
Фильтр по среднему чеку — помогает анализировать уровень затрат гостей. Можно выделять клиентов с низким, средним или высоким чеком и разрабатывать для них персонализированные акции.
Фильтр по категориям гостей и ресторанам — позволяет изучить, какие группы клиентов тратят больше и в каком филиале.
Фильтры можно комбинировать, для сброса настроек предусмотрена кнопка «Сбросить все». Данные в отчете обновляются раз в неделю, так что вы можете оперативно реагировать на изменения поведения гостей.
После анализа данных определите, какие действия предпринять для каждой группы.
Сегмент
Действия
Потерянные и случайные
Автоматическая реактивационная цепочка
Не определившиеся
Рассылка с опросом о причинах отказа от посещений
Ушедшие
Реактивационные письма, бонусные предложения
Уходящие
Опрос и стимулирующие акции
Новые с низким/средним чеком
Welcome-цепочка, обучающие материалы
Новые с высоким чеком
Персонализированные предложения
Лояльные с низким/средним
чеком
Увеличение среднего чека через допродажу
Постоянные с высоким чеком
Эксклюзивные предложения без перегрузки рассылками
Открываем RFM-отчет, изучаем распределение клиентов и выделяем группы для работы. Например, можно сосредоточиться на «уходящих» клиентах, предложив им акцию, чтобы они не прекратили посещения.
Через iikoCard создаем:
Категорию «Уходящие» с особыми условиями
Рассылку с описанием предложения
В RFM-отчете:
Назначаем гостям новую категорию
Добавляем их в рассылку
Через некоторое время проверяем динамику сегментов. Если число уходящих гостей сократилось, а лояльных увеличилось — значит, кампания сработала. Если эффекта нет, пересматриваем стратегию.
Рекомендуем использовать RFM-анализ, чтобы выстраивать персонализированные маркетинговые стратегии, повышать вовлеченность гостей и увеличивать доход ресторана. Хотите больше узнать о возможностях iiko для сбора и сегментации клиентской базы? Оставьте заявку — и мы расскажем, как система поможет именно вашему ресторану.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой их обработки
107
1 апреля стартует новый этап маркировки красной и черной икры
17 марта 2025
617
0
Акционные баллы, реферальная программа в мессенджерах и другие новости систем лояльности
07 марта 2025
735
Доставка 2025: как ресторанам ускориться и зарабатывать больше
05 марта 2025
822